Оплата энергоресурсов: как сделать, чтобы потребители платилиот 14 ноября 2024 года
Неплатежи в жилищно-коммунальном хозяйстве — довольно комплексная проблема. Она затрагивает интересы не только ресурсоснабжающих организаций. От этого страдают интересы и потребителей энергоресурсов. Рост задолженности пропорционально увеличивает штрафные санкции и может понизить качество сопутствующих услуг. Сегодня на популярные вопросы о методах снижения дебиторской задолженности, «умных» счетчиках и интерактивных сервисах ответит начальник Солнечного районного участка филиала ПАО «ДЭК» -«Хабаровскэнергосбыт» Татьяна Ворон-Ковальская.
Вопрос №1
- Татьяна Владимировна, до новогодних праздников остается совсем немного времени. Как правило, в этот период многие люди максимально завершают все значимые дела и рассчитываются по долгам. Какая работа по снижению задолженности населения проводится Дальневосточной энергетической компанией? С какими последствиями могут столкнуться жители р.п.Солнечный и муниципального района из-за несвоевременной оплаты и наличия долгов?
- Клиентами Солнечного районного участка являются около 15,8 тысяч потребителей по электрической энергии. Как известно, работа с населением является сферой наиболее сложно решаемых проблем. Потребители бывают добросовестные, такие платят в срок, и недобросовестные – они тянут с оплатой и накапливают долги. Из-за этого происходит рост задолженности за электрическую энергию. С недобросовестными потребителями проводится разъяснительная работа о необходимости добровольного и своевременного погашения задолженности за энергоресурсы. Информация доводится путем телефонных переговоров, рассылкой SMS-сообщений и при проведении адресной работы. Неплательщикам вручаются претензии, уведомления о планируемых ограничениях электрической энергии. Условием для приостановления является задолженность, превышающая величину 2-месячного размера платы, исчисленной исходя из норматива. Практика показывает, что механизм приостановления потребления энергоресурсов является одним из самых действенных. После получения уведомления об имеющейся задолженности, акцентирую ваше внимание, что данная информация размещается в квитанции, у должника есть 20 дней погасить долг в полном объеме. В октябре более 121 недобросовестных клиентов компании были уведомлены о предстоящих ограничениях. До конца года в р.п. Солнечный и Солнечном районе энергетики планируют провести около 240 ограничений подачи энергоресурсов.
Если потребитель не предпринимает мер по устранению задолженности, мы вынуждены обращаться в суд. После вынесения судебных решений должникам грозит арест банковских счетов, части заработной платы, пенсии, стипендии, ограничение на совершение регистрационных действий с недвижимостью и автомобилем, запрет выезда за пределы РФ, арест имущества. Кроме этого, каждый должник должен помнить, что из-за неоплаченных счетов по квартплате может испортиться и его кредитная история, что грозит в будущем отказом в выдаче займов. К тому же, сейчас многие работодатели, прежде чем принять на работу нового сотрудника, проверяют его дисциплинированность как плательщика, путем мониторинга сайта судебных приставов.
Вопрос №2
-Татьяна Владимировна, можно поподробнее рассказать о рейдовых мероприятиях энергетиков с ГИБДД и УФССП. Сколько планируется таких рейдов, где будут проводиться?
В Хабаровском крае организовано тесное взаимодействие с Госавтоинспекцией и службой судебных приставов. Совместные рейдовые мероприятия проводятся во всех муниципальных районах края. Чаще всего на трассах федерального значения, около торговых центров. При проверке водителей по базе данных службы судебных приставов выявляются должники не только по штрафам и налогам, но и неплательщики за жилищно-коммунальные ресурсы. Мобильный комплекс «Дорожный пристав» помогает по номеру автомашины определить ФИО автовладельца, проверить имеется ли у него задолженность.
До нового 2025 года остается совсем немного времени, и мы призываем своих клиентов своевременно оплатить квитанции за электрическую энергию за октябрь, ноябрь и декабрь, и не затягивать с погашением задолженности. Не так страшен ежемесячный платеж, как непреодолимое препятствие в виде накопленного долга!
На сегодняшний день составлены планы по проведению совместных рейдовых мероприятий в ноябре и декабре. И я думаю, не очень приятно в предновогоднюю суету лишиться автомобиля, или ждать, когда к тебе в квартиру постучатся судебные приставы с арестом имущества за долги.
Вопрос №3
- Татьяна Владимировна, с 9 сентября 2024 года в силу вступили изменения, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ. Государственная пошлина при обращении в суд увеличилась в десять раз. Как коснулись эти изменения клиентов ДЭК, имеющих долги за потребленные энергоресурсы?
В России с 9 сентября 2024 года увеличился в 10 раз размер государственной пошлины в суды общей юрисдикции.
В случае выхода в суд на клиента-должника, и получения положительного решения, с последнего будет удержан не только основной долг и начисленная пеня за просрочку платежа, но и судебные расходы, в виде госпошлины. Минимальный размер госпошлины для физических лиц составляет 2000 рублей (ранее 200 рублей), также изменения в части размера госпошлины затронули и юридических лиц, минимальный размер госпошлины для них составляет 10 000 рублей (ранее 2000 рублей).
Например, если имелась задолженность за потребленную электрическую энергию 1,5-2 тысячи, то должник должен понимать, что ему придется оплатить еще 2 тысячи за госпошлину и отдельно пени.
Вопрос № 4.
- Откуда в платежных документах возникает размер платы за коммунальный ресурс «электроснабжение» на содержание общего имущества (КРСОИ)?
Постановлением Правительства № 354 установлены сроки снятия и передачи показаний с общедомового прибора учёта – с 20 по 25 число каждого месяца. В целях корректного расчета электрической энергии необходимо синхронизировать сбор показаний с индивидуальных счётчиков с передачей данных по общедомовому прибору. Иначе величина коммунального ресурса на содержание общего имущества будет некорректной.
Дальше полученная величина распределяется на все жилые и нежилые помещения, пропорционально их площади. Соответственно, если ваш сосед передал показания в первых числах месяца, весь объём потреблённой электроэнергии в его квартире за месяц попадёт на содержание общего имущества. Так будет продолжаться до очередной контрольной проверки агента «Хабаровскэнергосбыт», когда показания со всех приборов учета будут сняты в один день — в квартирах, нежилых помещениях и с общедомовых приборов учёта.
Вопрос № 5.
На ПАО «ДЭК» - гарантирующего поставщика электроэнергии возложена обязанность по установке интеллектуальных приборов учета. Татьяна Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие приборы попадают под замену и в какие сроки?
- Программа по установке интеллектуальный «умных» приборов учета реализуется на территории Хабаровского края в соответствии с Федеральным законом № 522-ФЗ. Переход на счетчики с искусственным интеллектом – важный этап развития сферы энергетики, призванный ускорить цифровизацию отрасли. Преимущества «умных» приборов учета состоят в том, что они самостоятельно, без помощи человека передают показания, которые автоматически попадают в программный комплекс для расчетов. Такие счетчики лучше защищены от действий мошенников, недобросовестные граждане не смогут подключиться к чужому счетчику или совершить махинации со своими приборами. Таким образом, добросовестным клиентам компании бояться новых счетчиков не стоит, напротив, использование такого прибора учета позволяет в череде повседневных дел не пропустить срок передачи показаний и сэкономить личное время. В настоящее время Хабаровскэнергосбыт устанавливает «умные» приборы учета в многоквартирных домах, где счетчики отсутствуют или неисправны, и если у счетчика истек межповерочный интервал или срок эксплуатации. Для клиентов такая услуга оказывается бесплатно.
Важно, чтобы жители края оказывали содействие специалистам, которые занимаются установкой новых приборов учета. Для этого необходимо обеспечить им допуск к местам, где должны находиться счетчики, особенно если это квартира или закрытый электрический щит на этаже. Если потребитель отказывается от плановой замены прибора, то его вправе перевести на норматив с повышающим коэффициентом 1,5. Этот вопрос закреплен законодательством. При этом после установки за клиентом сохраняется обязанность обеспечивать целостность устройства.
О проведении работ клиентов заблаговременно информируют через старших домов, либо с помощью объявлений, размещенных в подъездах, квартирах.
Вопрос №6
Татьяна Владимировна, если человек все же попал в затруднительную финансовую ситуацию, что ему делать?
Самое главное не сидеть и не ждать, когда долг начнет увеличиваться, как снежный ком, когда придут энергетики и ограничат ресурс или обратятся за взысканием в судебном порядке. Нет безвыходных ситуаций. При обращении в офис компании есть возможность заключения реструктуризации задолженности. Необходимо погасить не менее 30% от основного долга. Будет составлен график погашения задолженности, при этом текущие начисления должны оплачиваться в полном объеме. |