Административная ответственность за совершение правонарушений в сфере охраны окружающей природной средыот 15 сентября 2020 года
Административная ответственность за совершение правонарушений в сфере охраны окружающей природной среды
Административная ответственность - это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством.
Административная ответственность применяется в целях:
- восстановления социальной справедливости;
- предупреждения новых правонарушений со стороны правонарушителя;
- предупреждения новых правонарушений со стороны других лиц.
Согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды», каждый не только имеет право на благоприятную окружающую среду, но и также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Административные правонарушения в сфере природопользования являются относительно опасными по сравнению с уголовными преступлениями, но в силу своей массовости характеризуются как общественно вредные.
Административное экологическое правонарушение - это совершенное в области природопользования и охраны окружающей природной среды противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или КоАП Хабаровского края установлена административная ответственность.
Административная ответственность за экологические правонарушения установлена, прежде всего, нормами главы 8 КоАП РФ, а также предусматривается за отдельные правонарушения нормами глав 7, 10 и рядом других норм КоАП РФ, если правонарушение создает угрозу для окружающей среды.
За совершение административного правонарушения в сфере природопользования самым часто применяемым наказанием является административный штраф, вместе с тем применяются и другие виды наказания, например такие как:
- предупреждение;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное приостановление деятельности и т.д.
Дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды в большинстве случаев рассматриваются уполномоченными органами, указанными в главе 23 КоАП РФ, например, органами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (ст. 23.24), органами, осуществляющими федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ст. 23.27) и т. д. Данные дела также могут рассматриваться и судами - в случаях обжалования постановлений органов и должностных лиц и если за правонарушение предусмотрены такие наказания, которые назначаются только судом.
Важную роль в привлечении виновных лиц к административной ответственности выполняет прокуратура. Дела об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, могут быть возбуждены прокурором. Правонарушения в области охраны окружающей среды в этот перечень не входят, но прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или КоАП Хабаровского края.
Помощник прокурора района
А.И. Киреева |